Наша работа с клиентами не обязательно начинается с четко сформулированного Запроса или выбранного Продукта. Чаще всего мы начинаем диалог или с Проблемы или с Задачи. На практике разницы нет: преодоление Проблемы обычно лишь часть Задачи более высокого порядка, а за Задачей часто есть Проблема, которая не решается привычными методами.
Запросы на решение Проблемы могут звучать так:
В оперативных вопросах выбирается никого особенно «не ранящий» малоэффективный компромисс, стратегические задачи не решаются вовсе. Вы можете помочь построить диалог или поставить диагноз, что это невозможно?»
говорим про них на каждом углу, проверяем их знание при повышении сотрудников, оцениваем их проявление при годовом премировании и т.п., но если честно, не понимаем, имеет ли все это смысл. Команду это не сплотило, дифференциации нам на рынке труда не принесло, на уровне клиентского сервиса не отразилось. Что делать?»
Много политики, мало совместной работы. Сами ни о чем договориться не могут. На поляну друг-друга не лезут, а если так получается, то это конфликт. Когда я (генеральный директор/главный акционер) недоступен, ключевые решения завешиваются до моего возвращения. Это лечится?»
Время поджимает, а я фокусируюсь на мелких привычных вопросах вместо того, чтобы постараться увидеть картинку целиком и начать с важного. Как с этим справиться?»
который бы отражал нарастание сложности в нашем бизнесе и создавал нам долгосрочные конкурентные преимущества. А кроме того, нужно содействие в его реализации.»
внедряем новую систему управления. Нам необходимо создать единое информационное пространство в отношении проекта, вовлечь и замотивировать ключевых руководителей, создать пул общих практик и инициатив, поддерживающих процесс изменений.»
При этом наш бизнес довольно сложен и, по честному, является продолжением нас самих: наших уникальных компетенций и личностей в нашей команде. Стратегия, как коробочный продукт, нам не подойдет. Нужно чтобы кто-то провел нас по стратегическому процессу так, чтобы мы все были включены, чтобы были задействованы подходящие нам методические подходы и групповые процессы для стратегирования. Нам важно, чтобы стратегия исходила от нас, но без внешнего подкованного фасилитатора нам эту задачу не решить.»
Вывод: чтобы у нас получился интересный и взаимно полезный разговор, необязательно точно знать, чего вы хотите. Достаточно, что у вас есть дискомфорт с тем, как это работает сейчас. А дальше мы вместе обсудим, что может создавать для Вас ценность и есть ли у нас решение.